Главная \ Статьи \ Краткое резюме ФЗ-89, закон по обращению с отходами.

Статьи

« Назад

Краткое резюме ФЗ-89, закон по обращению с отходами.  25.04.2016 20:41

7GReenLine
С заботой о будущем.   

29 декабря 2014 года внесены изменения в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Цель - экономическое стимулирование и создание цивилизованной системы обращения с отходами.   Эксперты уже называют событие знаковым для отрасли. В поправках учтены, в том числе, требования бизнеса. В частности, вводится полный запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.  

Что это дает?

Предварительная сортировка имеет ряд преимуществ:   - на 40-60% сокращается объем отходов, что позволяет существенно продлить срок эксплуатации действующих полигонов, снижается нагрузка на экологию;   - в процессе сортировки извлекаются ценные фракции, примерно 300 кг мусора из каждой тонны идет на переработку, продажу или депонирование для дальнейшей переработки. Стекло, пластик, металл - сегодня часть этих отходов хоронят на полигонах, в то время как весь мир делает на этом деньги;   - по замыслу законодателей в перспективе бизнес будет инвестировать в развитие отрасли - строить сортировочные и мусороперерабатывающие заводы.  

Основные изменения в Федеральный закон №89-ФЗ   Вступают в силу с 1 января 2015 года:   · вводятся новые понятия «утилизация отходов», «обработка отходов», «твёрдые коммунальные отходы», «региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», «оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» и другие;   · срок накопления отходов увеличится с 6 до 11 месяцев.  

Вступает в силу с 1 июля 2015 года:  

• вводится обязательное лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (взамен существующего лицензирования деятельности только по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, действующего до 30 июня 2015 года).  

Вступают в силу с 1 января 2016 года:  

• организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов возлагается на субъекты РФ, а участие в этой деятельности – на органы местного самоуправления. Законом предусмотрено перераспределение полномочий между региональным и местным уровнями;

  • сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории округа будет осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.  

Вступает в силу с 1 января 2017 года  

· вводится запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.   Важно для собственников жилья   Вступают в силу с 1 января 2016 года   · плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, подлежащая включению в общую платежку по разделу «коммунальные услуги», будет рассчитываться исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с единым тарифом, которые будут утверждаться субъектом РФ (по числу жильцов в квартире, а не по площади жилья);   · собственники жилья, в том числе частного, должны заключать договоры установленной формы с региональным операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.  

Важно для бизнеса   вступают в силу с 1 января 2015 года  

• производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров после утраты ими потребительских свойств самостоятельно либо посредством уплаты экологического сбора;   · перечень товаров, подлежащих утилизации, включая упаковку, соответствующие нормативы утилизации, ставки экологического сбора по каждой группе товаров и порядок его взимания будут установлены Правительством РФ.   · исчисление и уплата экологического сбора производится производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств (в случае, если они не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов), на основании данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, включая упаковку, за девять месяцев 2015 года в срок до 15 октября 2015 года. Сумма экологического сбора за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года подлежит уплате до 1 февраля 2016 года.   Правительству РФ и региональным властям в ближайшее время предстоит разработать и утвердить ряд нормативных актов для развития принятых изменений.  

Что нового? Изменения в понятийном аппарате

Почему это важно? Для регулирования разных видов деятельности по обращению с отходами необходимо эти виды четко сформулировать и различать. Если в законе какого-то вида деятельности (или понятия) не прописано, то юридически этот вид деятельности (или понятие) не существует. Расширилось и конкретизировалось само понятие отходов производства и потребления. Теперь это «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом». Уточнились существующие понятия (например, «хранение отходов» теперь конкретизировано числом месяцев хранения) и добавилось много новых (например, «отходы от использования товаров», «твердые коммунальные отходы»).

Направления государственной политики

Сформулированы приоритетные направления в госполитике по обращению с отходами. Заметим, что обезвреживание (сжигание) отходов стоит на последнем месте: ·     максимальное использование исходных сырья и материалов; ·     предотвращение образования отходов; ·     сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; ·     обработка отходов; ·     утилизация отходов; ·     обезвреживание отходов.    

Право собственности на отходы 

Новая версия ФЗ-89 (статья 4) отсылает к гражданскому кодексу (ГК). В ГК (ст. 226) разъясняется право собственности на брошенные отходы, про произведенные отходы нет конкретной информации: »  2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность».

Полномочия РФ 

Для того чтобы ФЗ-89 мог полноценно функционировать необходимо принятие подзаконных актов. Пятая статья посвящена перечню того, что необходимо установить, по сути это всё то, что должно в ближайшем будущем появиться.

Ликвидация горных выработок

Осуществляется отходами черных металлов 4 и 5 классов опасности. Использовать для этого твердые коммунальные отходы нельзя. 

Утилизация отходов от использования товаров

Такой формулировкой – отходы от использования товара — именуется упаковка. Производитель товаров должен обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров. Каким образом? Производитель самостоятельно создает инфраструктуру для сбора и утилизации отходов или поручает эту функцию выполнить региональному оператору и заключает с ним договор. Договор с оператором могут заключать как отдельные производители, так и объединения производителей.  Если производитель не может обеспечить утилизацию отходов от использования товаров – платит неналоговый экологический сбор. Средства от экологических сборов идут на реализацию программ в сфере обращения с отходами. Таким образом, утилизацией упаковки товара занимается производитель товара, а не производитель упаковки. Норматив утилизации рассчитывается в процентах от общего количества производимых товаров. Если производитель использует упаковку из вторсырья — к нормативу применяется понижающий коэффициент.

Принцип наилучших доступных технологий

Одним из принципов государственной политики является использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами. К 2019 году должен быть утвержден список таких технологий.

Лицензирование 

С 1 июля 2015 вводится лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Накопление не включено в этот перечень.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

С 1 июля 2015 года будет действовать уточненный перечень объектов ГЭЭ, в него войдут объекты и размещения, и обезвреживания отходов.

Единая государственная информационная система

Предусматривается существование единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, а также учет технологий. Доступ к информации предоставляется, в том числе, и физическим лицам.

Обращение с отходами для собственников индивидуальных жилых домов

С 2016 года собственники индивидуальных жилых домов обязуются заключить договор на обращение с отходами с региональными операторами.

Какой, в целом, является новая редакция ФЗ-89? Усложняет или облегчает развитие перерабатывающей отрасли, сбор, накопление и хранение отходов?

Закон облегчает работу с отходами производства и потребления, или, если быть точнее, совершенствует ее. Но пока не приняты сопутствующие подзаконные акты многие новые положения закона будут носить декларативный характер.

С уважением, 
7GReenLine
Технологии по переработки мусора,
готовые бизнес проекты,
мусоросортировочное оборудование.

8(495)645-60-57

 



Наши партнеры
Хардокс
Торговая промышленная палата
Воскресенский машиностроительный завод
Holcim
Lafarge
Контакты
Московская область, г.Коломна, ул. Зайцева д.38
График работы:
пн-чт. 9:00-18:00ч.,
пт. 9:00-17:00ч.