АКЦИЯ !
СПЕШИТЕ !

Импортозамещение!
- Замена импортного оборудования и комплектующих.
- Разработка и изготовление отечественных аналогов с гарантией.
- Модернизация производств, повышение эффективности. 

10% скидки при заказе полного комплекса услуг. 
 

7greenline@mail.ru
 

 

Главная \ Статьи \ "Мусорные" реформы в России, что получилось !

Статьи

« Назад

"Мусорные" реформы в России, что получилось !  10.03.2023 00:00

sustainabilty  

Мусорные реформы в России, что получилось !

 «Революционные» инновации в законодательстве по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, или ТКО.  Коротко цель этих изменений состоит в переходе к глубокой переработке взамен полигонного размещения. А в качестве основного приводного механизма для этого предусмотрена централизация и даже некоторая монополизация обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Соответственно, за счёт ограничения и сведения на «нет» конкурентных рыночных отношений в этом секторе коммунальных услуг. Объектами этой централизации являются регионы России, а именно субъекты федерации: республики, края, области. В каждом из них выбраны на конкурсной основе региональные операторы по обращению с ТКО, между которыми (если их более одного) административно распределяются внутри региона зоны ответственности по территориальному признаку.
В нашем случае это, соответственно, Московская область и Каширский региональный оператор, ответственный в том числе и за городской округ Коломну. Каждый собственник ТКО, он же потребитель услуг регионального оператора, обязан «заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО». (Из Правил обращения с ТКО, утверждённых постановлением правительства РФ от 12 ноября 2016 года1156). То есть отказаться в обязательном (читай «принудительном») порядке от собственности. Да ещё и заплатить за это региональному оператору. Так выглядит эта процедура с точки зрения обывателя. Но вернёмся к реформам и их внедрению.

       вывоз_мусора_7greenline.ru
На самом деле, за это время сделано немало. Однако оценить однозначно положительно первые итоги проведения в жизнь принятых реформ сегодня, к сожалению, нельзя. Схема и программа развития этой отрасли в Московской области разработаны и утверждены губернатором и парламентом. Региональные операторы выбраны, и уже больше нескольких лет мы наблюдаем результаты их работы, пока в основном посредственные.

Мусор на полигоне ТБО в России

На подмосковные, и не только подмосковные полигоны, стремительно заваливая их, хлынула лавина московских отходов. Экологическая и санитарная ситуация вокруг таких объектов заметно ухудшилась, в связи с чем у населения к власти возникает много вопросов. Например, за 28 лет эксплуатации полигона «Воловичи» с 1989 по 2017 год не поступило ни одной (!!) жалобы на его работу. За последние же  года количество жалоб и обращений населения на неблагоприятную экологическую обстановку в зоне его воздействия на окружающую среду исчисляется сотнями и тысячами, новый комплекс сортировки рядом с деревней Мячково, который должен был улучшить ситуацию с экологией в Коломенском городском округе, показывает свою малую эффективность и люди жалуются на запах с этого объекта. Такие вот первые итоги реформы. Да, недавно полигон "Валовичи" был закрыт. Однако после этого воздух вокруг него не стал и ещё долго не станет чище ввиду большого накопленного вреда.  Остаётся надежда на то, что новый комплекс сортировки отходов в Мячково, куда перенаправлен поток отходов, будет справляться  лучше, без сверхнормативного загрязнения окружающей среды, но пока мы этого не чувствуем.

Конечно, есть и некоторые успехи.
Гражданам дана возможность участвовать в разделении коммунальных отходов на фракции, и многие населённые пункты наконец-то получили контейнерные площадки для селективного накопления и сбора отходов.

Контейнерная площадка по раздельному сбору мусора

Но поток отходов, поступающих на захоронение, только возрастает, для чего строятся и вводятся в эксплуатацию новые крупные объекты. А доля утилизированных фракций по-прежнему составляет около 10% по массе. Так называемые целевые показатели уменьшения объёмов захоронения отходов «в разы», заложенные в схемах и программах, пока не достигнуты.  То есть, говоря словами великого баснописца, воз и ныне там: воз наших с вами отходов там, на полигонах.

Говорят, что свой вклад должно внести мусоросжигание, и мы с вами получим, наконец, как минимум двукратное снижение объёмов полигонного захоронения. Действительно, если сжечь всё, что способно сгореть (после отбора вторсырья), то теоретически этот показатель может быть достигнут.

  Газовая электростанция сжигает природные ресурсы

Но относительно сжигания отходов надо иметь в виду следующее:

  1. Требуются сложное дорогостоящее оборудование и большие энергозатраты для условно безопасного сжигания (пиролиза) отходов при высоких температурах.
  2. Наиболее привлекательными для сжигания преимущественно являются утильные фракции отходов, подлежащие переработке либо компостированию. И сжигание здесь проигрывает по затратам и экологическим последствиям.
  3. Требуется создание индустрии топлива из отходов. Необходим тщательный отбор вредных фракций (например, изделий из ПВХ), дающих при сжигании очень опасные выбросы в атмосферу.
  4. Возникает проблема утилизации золы, образующейся в количестве до 40% от исходной массы топлива из отходов и не подлежащей захоронению на полигонах ТКО.
  5. В России до сих пор отсутствует законодательство, устанавливающее льготы и преференции для лиц, продающих и покупающих образующуюся при сжигании отходов энергию.

Подытоживая изложенное выше, можно сказать, что  мусорная реформа реализуется отнюдь не с блестящими результатами.  В Подмосковье экологическая ситуация ухудшилась, поток отходов на полигоны, площадки временного складирования скорее возрос, чем уменьшился. По-прежнему утилизации подвергается не более 10% ТКО по массе, а захоронение на полигонах  остаётся основным способом избавления от отходов, новая гора отходов в Мячково выросла уже выше многовековых деревьев.

По нашему мнению, одной из причин, тормозящих перевод обращения с отходами на рельсы переработки и грамотной утилизации, стала монополизация, заложенная в законодательстве. Как отмечено выше, собственник отходов лишается права на собственность с момента образования у него этих отходов и обязан передать их монополисту – региональному оператору. Вместе с тем, сегодня широко внедряется раздельное накопление ТКО с отбором утильных фракций. Опять же, в пользу регионального оператора. При этом в тарифной политике не предусмотрена прямая компенсация собственнику отходов стоимости переданного вторичного сырья. Возможно, она присутствует в тарифе и снижает его??? Но пока тарифы выросли.

Из юриспруденции известно, что право собственности состоит из трёх отдельных частей:

- права владения,

- права распоряжения,

- права пользования.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", «право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством».

В соответствии со статьёй 136 Гражданского кодекса РФ, «плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений».

 Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что собственник отходов, принудительно превращённый законодательством в потребителя услуг регионального оператора, совершенно точно лишается права распоряжения своими отходами по своему усмотрению. То есть, никто не может продать (передать) свои отходы, полностью или частично, никакому другому лицу, кроме регионального оператора или его законного представителя.

Возможно восстановить право распоряжения своими отходами у собственников и дать  им возможность самостоятельно накапливать и продавать вторичное сырьё, пользующееся спросом у переработчиков. Напомним, что это пластиковые бутылки и другая пластиковая тара, бумага, стекло, металлы.

PET butl

Малый и средний бизнес, развитие которого является приоритетной задачей государства, способен взять на себя эту работу и тем самым освободить региональных операторов для решения более сложных и дорогостоящих задач экологически безопасного сжигания, переработки и полигонного захоронения мусора. Независимый предварительный отбор наиболее коммерчески привлекательных фракций ТКО позволит развить истинно рыночные отношения в сфере сбора и переработки вторичных сырьевых ресурсов.    Раздельно накопленные фракции ТКО следует включить в Федеральный классификационный каталог отходов  в качестве отходов пятого класса опасности, для обращения с которыми не требуется получать лицензию. В результате будут достигнуты следующие цели:

  1. Население, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых образуются ТКО,  получат возможность распоряжаться своей собственностью - утильными фракциями ТКО и продавать их на свободном рынке. Селективное накопление отходов будет проводиться более осмысленно и полно в ситуации, стимулируемой последующей прямой продажей накопленного вторсырья. 
  2. Получит развитие и придёт в каждый дом малый и средний бизнес, работающий в сфере обращения с вторичными сырьевыми ресурсами.
  3.  Региональные операторы при этом действительно  потеряют некоторую часть своих доходов.  Однако это даст им большой стимул к развитию глубокой переработки отходов, требующих больших инвестиций и создания крупных высокотехнологичных комплексов.

График деньги деревья рост

Привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к сбору вторичных компонентов непосредственно от населения и предприятий будет способствовать наибольшей полноте отбора таких фракций ТКО. Такое своеобразное разделение труда  значительно снизит объёмы отходов, направляемых на сжигание, облегчит операторам по обращению с ТКО их сортировку с выделением и дальнейшей утилизацией минеральных и компостируемых составляющих. Оживление рыночных отношений в этой области создаст основу для снижения цен на вторсырьё, привлечёт предпринимателей и обусловит создание новых рабочих мест. И, в конечном итоге, будет способствовать развитию бизнеса, сохранению и улучшению среды обитания, в первую очередь в столичном регионе России.

С уважением, 
главный конструктор
GK "7GReenLine"
Игорь Александрович Травин
г. Коломна, РФ


7GReenLine - с заботой о будущем !
Тел.: 
8(926)883-94-97
E-mail: 7greenline@mail.ru
Сайт:   www.7GreenLine.ru 

 



К НАМ ОБРАЩАЮТСЯ!
Хардокс
Хартия
ФудСити
Киргизия
Газпром
Burberry
Канада
Тинькофф
Хольцим
Казахстан
Контакты
7GReenLine@mail.ru
www.7GReenLine.ru
Tel: (926)883-94-97
График работы:
Заботясь об экологии планеты мы заботимся о себе и Наших будущих поколениях !